Секреты здоровья

Здоровым быть легко! С нами вы станете здоровыми на 100%

Азбука армрестлинга. Часть 2. критический анализ существующей классификации технических видов борьбы на руках.

13.11.2015 в 11:59

Автор: Андрей Антонов.

В первой части "Азбуки Армрестлинга" мы провели научный анализ этого вида спорта с точки зрения анатомии и биомеханики. Во второй части мы технические аспекты затронем. В первых российских учебных изданиях, посвященных армрестлингу, "Армспорт" в. б. мандрикова, в. в. неумоина, а. Ю. Магомедова. Волгоград. 1998. г. и "Армспорт: Техника, Тактика, Методика Обучения" П. в. живоры, а. и. Рахматова. Москва. 2001. г
. рассматривались только три Вида техники борьбы на руках. Описание их в этих учебниках совпадало почти дословно:
Атака через верх. Атакующий рукоборец мгновенно начинает скользящее движение своих пальцев вдоль указательного пальца соперника и накрывает его своей ладонью. Одномоментно происходит силовое давление на пальцы соперника с тем, чтобы резко супинировать его кисть до положения излома.
Атака крюком. Из стартовой позиции атакующий начинает резко вращать свою кисть мизинцем внутрь к себе, а большим пальцем вверх наружу, подламывая, таким образом кисть соперника внизу.
Атака толчком. Атакующий спортсмен толкает свою руку вперед, выгибая ее в запястье и продолжает движение от плеча до достижения победы. Надо сказать, что для описываемой борьбы более прижился термин борьба трицепсом. Хотя толчком более грамотно, но об этом чуть позже.
Название этих технических вариантов придумали родоначальники армрестлинга, американцы. Данные термины это просто перевод с английского их терминов: top Roll, Hook и Triceps Press.
Спустя некоторое время к этим трем видам борьбы добавился еще один - боковое движение. Данный технический вариант представляет собой атакующее действие, вектор приложения сил при котором направлен строго в бок (параллельно столу) и движение осуществляется наклоном корпуса в сторону атаки.
В настоящее время приходится признать, что данная классификация не показывает полностью технического разнообразия приемов и логически не обоснована.
В чем же ее слабость? В том, что нет единой составляющей, на основе которой она должна базироваться! Рассмотрим подробнее, на чем основана данная классификация.
Борьба "в Крюк" предполагает ведение поединка, при котором у обоих соперников предплечья супинированы так что ладонь обращена к корпусу, руки сильно согнуты в лучезапястных суставах и запястья плотно прижаты друг к другу. То есть, идет борьба на запястьях. На заре армрестлинга проводились соревнования по борьбе на запястьях - ристреслингу. Борьба "в крюк" по сути вариант этой борьбы. Борьба ведется запястьями, а кисть и пальцы лишь обеспечивают фиксацию захвата.
Борьба "Верхом" предполагает собой атакующее действие, целью которого является разогнуть кисть соперника в лучезапястном суставе, поставив его в невыгодное с точки зрения биомеханики положение. Осуществляется это путем тягового движения захвата к себе и пронирующего движения предплечья. При правильном техническом выполнении данного приема, кисть руки атакующего располагается сверху на ладонной поверхности разогнутой кисти соперника. Поэтому данный вариант техники и получил такое название. То есть в отличии от борьбы "в Крюк", борьба "верхом" показывает не положение кистей соперников в борьбе, а только направление атакующего ротационного движения предплечья. Внимание! Только в том случае, если два соперника борются "Верхом", то в нейтральной позиции ладони у обоих могут располагаться вертикально, либо кисти у обоих соперников могут быть несколько разогнуты (выбиты. Но при этом ни у кого не вызывает сомнений, что оба борются "Верхом". В "Крюке", например, предплечья обоих соперников супинированы, кисти согнуты и борьба ведется на запястьях. Только в том случае, если эти положения не соблюдены, то данную борьбу классифицировать как борьбу "в Крюк" мы не можем. Поэтому, еще раз повторюсь, борьба "в Крюк" означает фиксированное положение кистей соперников, а борьба "верхом" - ротационное направление предплечья в фазе борьбы.
Борьба "Трицепсом", или "толчком" подразумевает направление движение и указывает основную мышцу, участвующую в этом движении, но не затрагивает положения кисти. Точнее в вышеназванных учебниках рассматривался только один вариант, с разогнутой кистью, а это далеко не единственный вариант при выполнении этого приема.
Борьба "в бок", или "боковое движение", так же подразумевает направление движения, не конкретизируя положение кисти.
В итоге мы имеем два варианта связанного с положением кистей и два связанных с направлением движения. Путаница. Дело в том, что при выполнении "Бокового Движения" или "толчка" ("трицепса") руки спортсменов могут быть в "крюке", то есть, согнуты в лучезапястных суставах и супинированы, а запястья плотно сжаты. Получается что кисти в "Крюках", а прием проводится "трицепсом" или "боком" или спортсмен, проводящий толчковое трицепсовое движение, может при этом пронировать свое предплечье и супинировать предплечье соперника и разогнуть (выбить) ему кисть. Как как мы такой прием "Трицепсом" или "верхом назовем"? и необходимые условия "Трицепса" - толчковое движение с разгибанием предплечья и необходимые условия борьбы "верхом" - пронация предплечья, супинирование и разгибание кисти соперника и расположение собственной кисти на ладонной поверхности кисти соперника сверху здесь присутствуют в полной мере. Это это показывает несовершенство существующей классификации. же вопрос возникает, если пронация осуществлялась при боковом движении. То есть в одной классификации у нас градация по разным характеристикам. Отсюда выходит, что "Трицепсом" или "боком" мы можем бороться и "верхом" и "крюком", что недопустимо в грамотной классификации.
Как как же можно сделать классификацию более полной и грамотной? начала, мы должны рассматривать движение в направление приложения усилия. В терминологии, принятой в силовых видах спорта движение направленное к себе принято называть "Тягой": становая тяга, горизонтальная тяга, вертикальная тяга и т. д. движение направленное от себя принято называть "жимом": жим штанги лежа, жим гантелей сидя, жим, как тяжелоатлетическое упражнение. Или толчком, если он производится в скоростном режиме: толчок гирь, толчок штанги, толкание ядра. Применим применим данную терминологию в армрестлинге. за точку отчета линию плеч, то есть прямолинейный отрезок, соединяющий плечевые суставы, и точку захвата ладоней соперника. В случае если спортсмен прилагает усилие к точке захвата по направлению к линии плеч, то это тяговое (или тянущее движение. Оно осуществляется разгибателями плеча, в первую очередь мышцами спины и сгибателями предплечья. В первую очередь это движение характерно для борьбы верхом и часто используется при борьбе в крюк.
В том случае, если спортсмен прилагает усилие к точке захвата по направлению от линии плеч, то это жимовое (а при быстром выполнении толчковое) движение. Оно осуществляется мышцами сгибателями плеча, в первую очередь грудными и передними дельтами и разгибателями предплечья. Здесь главную роль, конечно, играет трицепс, благодаря чему технический прием, построенный на этом движении, и получил название "Борьба Трицепсом". Поскольку движение направлено от линии плеч, а валик находится сбоку от спортсмена, обязательным условием при выполнении этого движения является разворот плеч, вплоть до перпендикулярного положения по отношению к столу. Именно при этой технике рукоборцы чаще всего получают фолы за пересечение плечом центральной линии стола.
Помимо этих двух движений в армрестлинге присутствует еще одно, когда спортсмен прилагает усилие параллельно линии плеч. Оно оно мышцами пронаторами плеча осуществляется. причем положение плеча при этом варианте техники статично. захвата относительно линии плеч находится на уровне стартового положения, но, в процессе борьбы может дистально сместиться до проекции плеча - линии перпендикулярной линии плеч проходящей через плечевой сустав руки, на которой ведется поединок.
То есть здесь и большая грудная и широчайшая мышца спины работают одновременно. Так так же одновременно работают мышцы сгибатели и мышцы разгибатели предплечья. , если угол атаки несколько отклоняется по направлению к линии плеч спортсмена, то нагрузка в большей степени переходит на сгибатели плеча, а если отклоняется в сторону от линии плеч, то переходит на разгибатели предплечья. В в боковом движении возможно одновременное тяговое усилие. его необходимо делать в ситуации когда соперник использует тяговое движение. таком случае необходимо сделать соответствующее по величине тяговое усилие (натяжку) чтобы уравновесить натяжку соперника и сохранить прямолинейность своего движения.
Итак, за основу классификации мы принимаем направление движения.
Тяговое тяговое движение. него характерно три варианта: "Верхом", "крюком" и с разогнутой кистью. Последний вариант возникает, когда соперник используя технику борьбы "Верхом" разогнул, (выбил) кисть, но рукоборец продолжает борьбу с пассивной кистью. Он может возникнуть при использовании первоначально техники как верха, так и крюка. Можно эти варианты рассмотреть более углубленно и разбить еще на подгруппы, но такой детальный анализ не входит в задачу данной статьи. Соответственно эти три движения можно назвать: "Тяга Верхом", или "тяговый верх", "тяга крюком" или "тяговый крюк" и "тяга с пассивной кистью". Поскольку тяговое движение наиболее характерно и для верха и для крюка, то слово "Тяговое" мы можем не употреблять, назвав эти виды просто "верх" и "крюк".
Боковое боковое движение. при его выполнении может быть пять положений кисти. может сгибаться в процессе выполнения движения, супинируя предплечье соперника. Может быть прямой и может быть разогнутой (пассивной. Так же руки спортсменов могут быть в "Крюке", то есть, согнуты в лучезапястных суставах и супинированы, а запястья плотно сжаты. Такой вариант предлагается назвать "Боковой Крюк", или "бок крюком". Какой какой вариант приживется больше. главное первым словом должно быть обозначение направления движения. пятый вариант этого движения это пронация предплечья, супинирующее предплечье соперника и разгибающее (выбивающее) ему кисть. Этот вариант предлагается назвать "Боковой Верх", или "бок верхом".
Толкающее (жимовое) движение. Данное движение часто используют в фазе реализации преимущества представители всех видов техники. Но но так же это может быть и отдельным Видом техники. толчковые движения можно подразделить на два вида. "Трицепсом", при котором направление движения проходит через плечевой сустав и точку захвата и "параллельный толчок (жим) ". Надо сказать, что в технике "Трицепсом" роль силового потенциала непосредственно трицепса бывает незначительна. Рука полностью сгибается в локтевом суставе, так что проксимальная часть предплечья упирается в бицепс и именно полностью согнутый сустав и придает жесткость рабочему углу. Трицепс, хоть и напряжен, но основная нагрузка ложится на сам сустав и давящая нагрузка предплечья приходится на бицепс. Само само движение при этом мышцами сгибающими туловище осуществляется. Параллельный Толчок (жим)" многие относят к технике "в бок". Движение движение похоже на первый взгляд действительно. при правильной технике "в бок" линия плеч на протяжении всей траектории движения параллельна краю стола и направление движения точки захвата так же параллельно краю стола. А если плечи будут разворачиваться в сторону атаки, а направление движения будет оставаться параллельным краю стола, то мы получаем совсем другую технику. По направлению движения точки захвата относительно линии плеч это уже "Толчок". Но в отличие от "Трицепса", когда точка захвата на линии атаки находится строго перед плечом, а в этом случае точка захвата сильно сдвинуто дистально от этой линии. В в крайнем положении плечевая кость рукоборца предельно супинирована. есть спортсмен выставляет руку так, что встречное давление соперника не разгибает его руку, а выворачивает сустав. Бороться таким вариантом травматично, поскольку мышечная поддержка в этом положении минимальна и очень большая нагрузка ложится на связочный аппарат локтевого и плечевого сустава. Вдобавок возникает сильный скручивающий момент на плечевой кости, часто приводящий к винтовому перелому. Использовать этот вариант могут только спортсмены одаренные генетически очень прочными связками локтевого сустава и прочным суставо - связочным аппаратом плечевого сустава. Тем не менее, этот вариант на соревнованиях достаточно часто используется. Надо всегда помнить, что чем сильнее супинировано плечо, тем меньшая нагрузка ложится на мышцы и большая на суставы и связки. Опасно, когда точка захвата находится на одной линии с плечами, и особенно опасно, когда она уходит назад за линию плеч.
При технике борьбы "Трицепсом" мы можем классифицировать шесть вариантов положения кистей. Кисть может сгибаться в процессе движения, быть прямой, быть разогнутой, располагаться молотковым хватом, и, как и в варианте с боковым движением, руки могут находиться в положении "Крюка" или выполнять движение "верхом". То есть мы имеем "Трицепсовый Крюк", или "трицепс крюком", и "трицепсовый верх", или "трицепс верхом".
При технике борьбы "Параллельный Толчок (жим)" мы можем классифицировать те же шесть вариантов положения кистей. Положения кисти "Верхом" и "крюком" назвать можно "параллельный толчковый верх" и "параллельный толчковый крюк".
Как мы видим, взяв за основу классификации направление движения, мы выявили 20 возможных технических вариантов борьбы, в которые легко впишутся все возможные технические действия во время поединка. Причем как атакующие, так и защитные.
Надо понимать, что не все приведенные варианты равноценны. Например, техника "Верха" в толчковом движении применяется в основном любителями. Без натягивания при толчковой технике выбить кисть сопернику можно только в случае очень слабой его подготовки. Среди среди профессионалов такой вариант не проходит. же необходимо учитывать, что все варианты борьбы с разогнутой (пассивной) кистью, не выгодные с точки зрения биомеханики, вынужденные и происходят в результате того что соперник выбивает кисть. За за исключением "Трицепса". при этой технике спортсмены иногда умышленно такой прием делают. все варианты "Параллельного Толчка" вынужденные и получаются в случае активного противодействия со стороны соперника, переигравшего вас в тяговом или боковом движении. Но, тем не менее, борьба за столом может проходить во всех этих позициях.